Например, если для диспраксии не логично начинать коррекционную работу ранее 4 лет (надеюсь, что читатели понимают, почему), то для дисфазии лучше начать в 2,5. Если для диспраксии нужны одни технологии, то для дисфазии – другие. И это вообще, если перед нами истинная диспраксия и дисфазия (алалия), а не то, что «написали их», а на самом деле там аутизм и умственная отсталость.
Смотришь, а там используются в лучшем случае разные этапы. Хочется задать вопрос, что "запускаете", коллеги: речь как психический процесс, речевой праксис, речь как знаково-символическую деятельность? К сожалению, не уверена, что многие вообще понимают суть большей части из перечисленных слов. Это грустно.
Он мечется, переживает, докупает курсы и вебинары, в основном тоже без разбора их сущности. Как я узнала в прошлые выходные, некоторые популярные курсы для логопедов вовсе не раскрывают сущность нарушений, а пытаются дать "универсальную" технологию для коррекции. Например, чего только стоит название курса "запуск речи при всех нарушениях".
В результате такой работы "слепым методом", опыт показывает молодому специалисту, что в одних случаях технология работает, а в других – нет.
Современный начинающий специалист, к сожалению, выходит из института без понимания механизмов нарушений, он в лучшем случае знает феноменологию (при алалии есть аграматизм и нарушения слоговой структуры – это уровень знания феномена), но совершенно не представляет, какие механизмы стоят за этими симптомами. В результате чего он действует "вслепую", методом проб и ошибок, зачастую интуитивно выбирая технологии и методики коррекции. Однако человек этим и отличается от шимпанзе: наша деятельность осмысленна, а интуитивное понимание свойственно и горилле Салли, которая в известном эксперименте обучила жестовому языку своих потомков, а в Японии так и вовсе: горилла проводила занятие с ребенком, имеющим нарушения в развитии, имевшее успехи.
В настоящее время мы имеем несколько иную картину: ребенок попадает в поле зрения логопеда в 2-4 года, мы имеем закрытие логогрупп, перевод логопедической помощи в поликлиниках в платный сектор, закрытие речевых школ при их переполненности, появление новых патологий (связанных с появлением ранее отсутствующих тератогенных факторов), развитие частной логопедии. Эти и другие факторы исторического контекста делают необходимым уточнение классификации психопатологических синдромов вообще, и речевых в частности. Имея в своей основе совершенно разные механизмы, экспрессивная дисфазия и артикуляционная диспраксия совершенно разными средствами должны корректироваться (компенсироваться).