Из научного дневника
Артикуляционная диспраксия и моторная алалия: исторический контекст и современность
Однако исторический контекст изучения алалии таков, что ранее эти сущности не разграничивались, а описывались совместно в рамках группы симптомов у детей, которых принято было называть неговорящими или детьми с тяжелыми нарушениями речи. То есть в один речевой синдром (моторная алалия) включались как симптомы нарушений знаково-символической деятельности (нарушения лексики и грамматики), так и симптомы нарушений пространственно-временной организации условно-рефлекторных двигательных реакций (нарушения звукопроизношения и слоговой структуры). Отсутствие дифференциации единого речевого синдрома на два (а то и более) было обосновано с точки зрения организации логопомощи в тот исторический период, когда подобные описания публиковались. "Всеобуч", никаких индивидуальных программ сопровождения, тьютеров, домашнего, семейного обучения, как мы понимаем, в СССР не было. Кроме того, дети попадали "в поле зрения логопеда" около 6, а то и 8 лет, когда их структура дефекта была заполнена уже обилием вторичных, а порой, и третичных симптомов.
У диспраксии как у расстройства пространственно-временной организации условно-рефлекторных двигательных реакций и у моторной алалии, которую правильнее называть экспрессивной дисфазией, как у расстройства парадигматических и синтагматических связей языка на уровне синтаксиса и морфологии, возможно и лексики (слово "возможно" здесь потому, что лично я отношу расстройства лексики при алалии к другому речевому синдрому) – разные механизмы. Различаются они как в нейрофизиологической, так и в психологической сущности.
Например, если для диспраксии не логично начинать коррекционную работу ранее 4 лет (надеюсь, что читатели понимают, почему), то для дисфазии лучше начать в 2,5. Если для диспраксии нужны одни технологии, то для дисфазии – другие. И это вообще, если перед нами истинная диспраксия и дисфазия (алалия), а не то, что «написали их», а на самом деле там аутизм и умственная отсталость.
Смотришь, а там используются в лучшем случае разные этапы. Хочется задать вопрос, что "запускаете", коллеги: речь как психический процесс, речевой праксис, речь как знаково-символическую деятельность? К сожалению, не уверена, что многие вообще понимают суть большей части из перечисленных слов. Это грустно.
Он мечется, переживает, докупает курсы и вебинары, в основном тоже без разбора их сущности. Как я узнала в прошлые выходные, некоторые популярные курсы для логопедов вовсе не раскрывают сущность нарушений, а пытаются дать "универсальную" технологию для коррекции. Например, чего только стоит название курса "запуск речи при всех нарушениях". 
В результате такой работы "слепым методом", опыт показывает молодому специалисту, что в одних случаях технология работает, а в других – нет.
Современный начинающий специалист, к сожалению, выходит из института без понимания механизмов нарушений, он в лучшем случае знает феноменологию (при алалии есть аграматизм и нарушения слоговой структуры – это уровень знания феномена), но совершенно не представляет, какие механизмы стоят за этими симптомами. В результате чего он действует "вслепую", методом проб и ошибок, зачастую интуитивно выбирая технологии и методики коррекции. Однако человек этим и отличается от шимпанзе: наша деятельность осмысленна, а интуитивное понимание свойственно и горилле Салли, которая в известном эксперименте обучила жестовому языку своих потомков, а в Японии так и вовсе: горилла проводила занятие с ребенком, имеющим нарушения в развитии, имевшее успехи.
В настоящее время мы имеем несколько иную картину: ребенок попадает в поле зрения логопеда в 2-4 года, мы имеем закрытие логогрупп, перевод логопедической помощи в поликлиниках в платный сектор, закрытие речевых школ при их переполненности, появление новых патологий (связанных с появлением ранее отсутствующих тератогенных факторов), развитие частной логопедии. Эти и другие факторы исторического контекста делают необходимым уточнение классификации психопатологических синдромов вообще, и речевых в частности. Имея в своей основе совершенно разные механизмы, экспрессивная дисфазия и артикуляционная диспраксия совершенно разными средствами должны корректироваться (компенсироваться).
Держите мозги в тонусе, коллеги. Или просто: всем мозгов
Данный исторический контекст, а именно:
Появление новых данных МРТ, ЭЭГ, психогнетики и многие другие обуславливают необходимость разделения тех состояний, которые ранее назывались "алалия", на различные речевые синдромы в зависимости от психологических и нейрофизиологических механизмов в их основе. Ведь каждый дифференцированный речевой синдром требует дифференцированной системы коррекции, что обеспечивает существенное повышение эффективности логоработы.
Ранняя помощь;
Рост значения частной логопедии и негосударственных центров при элиминации логопомощи на госуровне;
Тенденция к индивидуально-личностному образованию в госсистеме: появление семейного образования, СИПР и пр.;
Появление новых синдромов в результате новых тератогенных факторов (вынашивание беременности на фоне гормональной терапии, выхаживание недоношенных, ЭКО, ковид, сворачивание вербального общения до общения в соцсетях, гаджеты с рождения и многое другое);