Из научного дневника
Образ Я - что это такое и как его формировать
эмоциональный (самоотношение);
поведенческий (саморегуляция), как производное от первых двух
когнитивный (самосознание);
«Я-образ» — это часть системного конструкта психики под названием «Я-концепция». Аналогия такая: у нас есть «Овощи» — «Я-концепция» и «Морковка» — «Я-образ».

Я-образ является как составной частью, так и более ранней частью Я-концепции, как бы её этапом.

Я-концепция является результатом социализации, она невозможна без окружающих людей, она — результат социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям.

В настоящее время любой человек социализируется, в этом смысл гуманистического общества. Если ребенок с инвалидностью и глубокой олигофренией находится в специализированной школе, где вокруг него есть другие дети с таким же диагнозом, ухаживающие взрослые — это тоже социализация, но, безусловно, она ограничена по сравнению с ребенком без диагноза. Кстати, принятие таких ограничений — более здоровая Я-концепция, чем «отлёт от реальности» и помещение такого ребенка в среду, где находятся нормотипичные сверстники. Но об этом — позже.

Показатели Я-концепции — это наиболее важные показатели психического здоровья и уровня адаптации человека.

В структуре Я-концепции различных личностей могут сосуществовать как адаптивные, так и дезадаптивные, патологические (виктимные) образы Я.
Например, адаптивная Я-концепция выглядит так, что взрослый с аутизмом, когда к нему обращаются в автобусе, показывает карточку: «Я — аутист, я не могу ответить». Дезадаптивная Я-концепция выглядит так: «Я мать нейротипичного ребенка, а РАС — это как рыжие/белые волосы — просто особенность, не более того».
Адаптивный «Я- образ» у дошкольника: «Я не выговариваю Р и Л, это не позволяет мне быть столь же успешным, как те, кто выговаривает, поэтому я хожу к логопеду, ведь успеха нужно добиваться» (естественно, поскольку — это дошкольник, данный Я-образ сформирован извне).

Дезадаптивный «Я- образ» у дошкольника: «Я вообще не замечаю, что я чего-то не выговариваю, это не важно, меня все полюбят и примут, каким бы я не был. При этом мама меня водит к логопеду, но я там заниматься не хочу, ибо не знаю для чего, потому не буду, буду играть и ныть».

Человек с достаточной Я-конецепцией знает те общие черты и характеристики, которые объединяют его с другими людьми, в тоже время человек в сравнении себя с другими испытывает  ощущение уникальности и неповторимости, отчётливо представляя, в чем они состоят.

В полной мере такое знание является результатом подросткового кризиса. И именно это главная задача подростка — сформировать свою Я-концепцию.

Но на протяжении всей жизни, благодаря тому, что рядом с «Я» присутствует «ТЫ», ребенок учится сравнивать себя с другими и с самим собой. Именно за счёт этой интроекции, проекции и затем в подростковом возрасте — анализа, постепенно развивается Я-концепция.

В структуре Я-концепции принято выделять 3 основных компонента:
Образ «Я» - это как раз часть когнитивного компонента Я-концепции.

При этом Я-концепция - это нечто более стабильное, чем Я-образ, который может меняться от ситуации к ситуации. Поскольку в образе Я выделяют: Я актуальное, Я прошлое, Я будущее.

При этом, чем более согласованы Я-образ в прошлом, Я-образ актуальный и Я-образ в будущем, тем более психически здоров человек, их рассогласованность - причина и следствие тревожности, депрессии, психоза.

Часто в качестве синонима к образу «Я» называют понятие «Схема тела», но это - ошибочное смешение близких по звучанию и по тематической группе, но не тождественных по значению понятий.

Схема тела - это физическое ощущение от органов своего тела (как внешних, так и внутренних), полностью интегрированное в норме к 4-6 месяцам младенческой жизни. Ребенок с неинтегрированной схемой тела не может начать самостоятельно принимать пищу, обуваться, испражняться, катать машинку, включать свет и открывать дверь.

Дезинтегрирует схему тела всегда всего три состояния:   инфантильный психоз (в любой клинической форме), ДЦП (тяжелые степени, а также иные тяжелые двигательные патологии), и тяжёлая олигофрения.

Работа над интеграцией схемы тела у ребенка с инфантильным психозом (например, аутизмом) малоэффективна, если психоз сохраняется и продолжает ежедневно снова дезинтегрировать то, что педагог пытался интегрировать извне.

Поэтому, последовательность такая: сначала снимаем психотический эпизод с помощью доктора, а затем уже закатываем ребенка в «коврики-сосиски». более того, закатывание ребенка в «сосиску», производство из него «сендвичей» и пр. Типичные приёмы сенсорной интеграции могут усилить тяжесть психотического эпизода. Поэтому будьте осторожнее!

Если речь идёт о ребёнке с тяжелой олигофренией или тяжёлыми двигательными расстройствами, тогда да, работа над интеграцией схемы тела будет эффективна.

Однако мы должны понимать, что при данных расстройствах ее полная интеграция будет невозможна, поэтому необходимо вовремя принять свои ограничения (принятие ограничений - важный компонент адаптивной Я-концепции), и переключиться на следующий уровень - образ тела.

Образ тела - это то интегральное образование, которое иначе обозначается как «Телесный Образ Я», всегда предполагает способность к самонаблюдению (!) ребенка. И это уже не «схема тела», которая является полностью бессознательным образованием.

И именно на развитии образа тела,а не схемы тело и было бы хорошо сосредоточиться, если ребёнку более 2 лет, даже, если у него все перечисленные диагнозы.

Как я уже сказала, возникновение и развитие Я с необходимостью требует Ты.

Поэтому Я-концепция - это то, что развивается только в отношениях с тем у кого границы Я достаточно выстроены, не размыты.

Иначе говоря, мы можем зафиксировать закон: «там, где нет «ты» (но, например, есть «мы») - нет «Я». 

От того, мы - зануды психологи так настойчиво просим родителей не говорить о ребёнке в лице «мы», как то: «у нас аутизм», «нам скоро в школу». Ибо здесь как раз и есть размытая Я - концепция взрослого, ребенку просто не откуда черпать свою Я - концепцию. А вы же помните строку сверху: именно  - концепция является важнейшим интегральным показателем психического здоровья. 

В совсем раннем возрасте отношение Другого может быть инкорпорировано без переработки, что представляет опасность для самоотношения.

Инкорпорация образа другого приводит к самоидентификации с ним. При этом моделью для идентификации может быть как лицо, по отношению к которому переживаются позитивные чувства, так и лицо, к которому субъект переживает негативные чувства, например, страх. Так, например, происходит идентификация ребенка с заставляющей, наказывающей частью взрослого; так ребенок, переживший в раннем детстве насилие, инкорпорирует образ насильника (например, шлепающего родителя) в себя и, вырастая, бьёт своих детей, хотя сознательно и не хочет этого делать. 

В начале третьего года жизни инкорпорация сменяется проекцией, а затем уже у дошкольника появляется возможность самовосприятия и самонаблюдения (ближе к 4,5 годам в норме). 

По началу ребенок оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе, полученными от других в разных ситуациях. Постепенно ребенок учится соотносить наблюдения о своём поведении с той мотивацией, которую он реализует, так складывается самоотношение: мотивы оцениваются с точки зрения как внешних, так и внутренних требований. 

К подростковому уровню возникает следующий уровень самосознания: ребенок учится соотносить себя и жизненные планы, формирует жизненную философию, то есть возникает самоосмысление и самоанализ, которые являются производными от самовосприятия и самонаблюдения. 

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что формирование образа Я - это непосредственная работа психолога с ребенком. Не педагога-психолога, а именно психолога, потому как профессия «педагог-психолог» - это опять же некто, кто не до конца определился, он все же педагог или психолог? 

Этим не занимается традиционный логопед, дефектолог и даже нейропсихолог этим не занимается. 

Это работа психолога, которого готовили как психолога. Вы спросите, где найти тех психологов? 

Что ж я отвечу.

Скоро - по всей стране вы увидите наших первых выпускников - системных аналитических логотерапевтов, кто будет формировать субъектную речь с помощью психологических техник. И они - та новая когорта специалистов, кто меняет нашу реальность, где таких специалистов не было. 

В контексте вышесказанного возникает тема: «Детская депрессия». 

Так вот возникает она в первую очередь у детей: 1) кто инкорпорировал (см выше) образ депрессивного родителя; 2) кто не знает свою историю, свои отличительные особенности, либо отличительные особенности скрываются от ребенка (ребёнку врут о том, что его родитель умер; скрывают от него правду усыновления и пр.); 3) кто рядом имеет взрослого с недостаточной или дезадаптированной Я-концепцией. 

В частности, если ребенка с олигофренией поместить в инклюзивную среду, то с вероятностью 99 % он выдаст неврозоподобные симптомы в лучшем случае к 3 классу, потому как его «Я-образ реального» и его «Я-образ идеального» будут настолько не соответствовать друг другу, что психика вынести этого просто не сможет. 

Отсюда - обилие неврозоподобных и психопатоподобных осложнений у современных детей с олигофренией, что приводит к их смешению с группой РАС. 

Откуда - отсюда? Да, да, от того, что Я-концепция огромного числа взрослых в современном мире является дезадаптивной.